Уже больше трех месяцев Пермский край живет по новым правилам вывоз твердых коммунальных отходов. Рассказываем, что краевым чиновниками удалось (или нет) реформировать в сфере вывоза мусора.
О чем речь?
С 1 января 2019 года в Пермском крае (как и большинстве территорий России) заработала новая схема перевозки и утилизации твердых коммунальных отходов. В регионе появился «мусорный» оператор ГУП «Теплоэнерго» (100% принадлежит Министерству ЖКХ и благоустройства Пермского края) и новая схема сбора и транспортировки мусора. Договор на 22,2 млрд рублей с оператором заключили на 10 лет. Согласно условиям соглашения, за эти деньги оператор обязуется обеспечивать сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО на территории Пермского края.
Необходимость изменений на рынке краевые власти объясняли его запущенностью, а федеральные чиновники говорили о необходимости повысить уровень переработки ТКО. В конце 2018 года в стране перерабатывалось менее 10% отходов, когда в развитых странах эти показатели составляют 60–80%.
Главное отличие новой схемы от старой — усиление контроля за сферой со стороны властей. Раньше каждый дом выбирал организацию, которая вывозит мусор, исходя из предложения рынка, сравнивая стоимость и качество услуги. Теперь все УК и ТСЖ заключают договор с региональным оператором, который собирает плату и потом рассчитывается с подрядчиками (всего их 11), выбранными по результатам конкурса.
Генподрядчики, в свою очередь, имеют право заключать договоры субподряда с другими организациями. Таким образом во многих территориях фактический возчик мусора не изменился, но стоить коммунальные отходы для жителей края стали дороже — 3,39 рубля с кв.м в многоквартирных домах и 71,68 рубля с человека в ИЖС (но максимум с двух человек).
Первый блин
Начало работы мусорного оператора пришлось на новогодние праздники, пожалуй, самое сложное время в году в плане качества работы коммунальщиков. В ожидании того, что на контейнерных площадках будет коллапс, власти Прикамья создали «Краевой оперативный штаб». Также чиновники организовали круглосуточную «горячую линию», по которой жители края могли сообщить о проблемах с вывозом мусора.
По официальным данным, праздники все отработали хорошо. С 1 по 8 января на полигоны Прикамья вывезли 6,5 — 7 тыс. тонн мусора, а среднее время реагирования на жалобы (которых было около 800) составило 6 часов. Однако читатели Properm.ru неоднократно присылали в редакцию фотографии контейнерных площадок, заваленных мусором. В большинстве случаев пермякам приходилось ждать реакции больше суток. Тогда ГУП «Теплоэнерго» связал эту проблему с плохим качеством работы ТСЖ и УК, которые обязаны убирать мусор вокруг контейнеров, и заставленностью дворов автомобилями (это якобы мешало проехать мусоровозам).
«Бунт» прикамцев
Увеличение платы за ТКО (которая из жилищной услуги перешла в разряд коммунальных), организация самой схемы и качество работы «возчиков» вызвало возмущение у жителей региона. Общественник Денис Галицкийрешил оспорить через суд нормативы накопления мусора (разбирательство еще продолжается), также в суд обратилась Ассоциации ТСЖ «Пермский стандарт». Кроме этого, компания «Буматика» (занимается сбором, сортировкой и утилизацией отходов) сейчас оспаривает в суде тарифна захоронение ТКО, утвержденный РСТ Пермского края. В «Буматике» считают его убыточным.
Недовольство схемой высказали не только пермяки. Успешный «бунт» произошел в Чернушке. В конце 2018 года жители узнали, что к ним планируется возить мусор со всех соседних территорий. Они отправили губернатору Максиму Решетникову 8,5 тыс. подписей и «победили» — ГУП «Теплоэнерго» скорректировал схему таким образом, что полигон в Чернушке стал принимать только «родные» отходы, а мусор соседних районов распределили по другим полигонам. Вместо 13 полигонов, как это было в начале года, принимать ТКО стали 19. Региональная схема была дополнена площадками в Очере, Нытве, Губахе, Чайковском, Лысьве и в деревне Ключики Пермского района.
«Мусорная» реформа в цифрах
Объемы вывезенных отходов
Как сообщили Properm.ru в пресс-службе ГУП «Теплоэнерго», в январе и феврале на полигоны вывезено более 100 тысяч тонн отходов (в январе — 50,2 тыс. тонн, в феврале — 52 тыс. тонн). Это на 17% больше, чем было в прошлом году.
47% всех отходов принимает полигон в деревне Софроны. Туда свозятся отходы из Перми и поселений Пермского района. Второй по количеству принятых отходов полигон в Березниках (13% отходов). Меньше всех принял полигон в Кизеле — около 1% отходов.
Сколько мусора поступило на полигоны в марте неизвестно, регоператор пока ведет подсчеты.
Жалобы пермяков и нарушения «возчиков»
В первом квартале жители Прикамья обратились к региональному оператору с жалобами 5,2 тыс. раз. По каждому обращению было выдано предписание по устранению. Как утверждает регоператор, все они выполнены на 100%, а среднее время реагирования на предписание составило 10 часов. Несмотря на большое количество обращений, ни к одному из возчиков со стороны ГУП «Теплоэнерго» не применялись санкции. Для этого якобы нет оснований, поскольку все нарушения устраняются в установленный договором срок — не более двух суток.
В январе и феврале 90% жалоб жителей касалось переполнения контейнеров и несвоевременного вывоза мусора. В марте и апреле на несвоевременный вывоз стали жаловаться в 18% случаях, остальные жалобы (72%) касаются содержания контейнерных площадок. «Тематика обращений говорит о том, что работа с возчиками по вывозу мусора отрегулирована. В настоящее время совместно с муниципалитетами, краевым правительством и контролирующими органами необходимо решить вопросы содержания контейнерных площадок», — заявляют в пресс-службе ГУП «Теплоэнерго».
«Острые» вопросы
Вопрос содержания контейнерных площадок и мусорокамер регоператор называет «одним из острых». Соглано принятым в 2018 году изменениям, территория, на которой расположены контейнеры, должно убирать собственником участка, УК или ТСЖ.
Также у ГУП «Теплоэнерго» появилась проблема взаимодействия с бизнесом. Из 43 тыс. юридических лиц только 15% заключили договоры с региональным оператором. «Остальные не спешат этого делать, хотя услуга по вывозу мусора им фактически оказывается», — сообщает пресс-служба предприятия.
Кроме этого, есть проблема с собираемостью платежей. По данным «КРЦ-Прикамье», в январе собственниками оплачено 48,94% квитанций, а в феврале 32,89% квитанций. Средняя собираемость по платежам населения за январь-февраль составила 40,86%. Сколько квитанций оплатили жители региона в марте Properm.ru не сообщили.
Что в итоге — непонятно
По итогам первых месяцев работы новой схемы, Министерство ЖКХ и благоустройства Пермского края сделало вывод, что фактический объем отходов по итогам года составит 600–700 тыс. тонн. Сейчас расчетный показатель составляет 1 млн тонн в год. Исходя из этих данных, высчитаных сотрудникам ПНИПУ, был сформирован тариф за вывоз ТКО. Однако в министерстве не уточнили, когда собираются снизить тариф, исходя из предполагаемых расчетов. Пресс-служба ведомства лишь сообщила, что с учетом фактических показателей ведется работа «по корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов».
Председатель правления Ассоциации ТСЖ «Пермский стандарт» Александр Зотин считает, что изменения в схеме работы с ТКО носят только негативный характер. По его словам, в Перми стало гораздно хуже с вывозом и уборкой мусора на площадках (особенно муниципальных). Также он обращает внимание на рост стоимости услуг — до 480% по отдельным домам.
Александр Зотин:
— Главная проблема в монополизации вывоза ТКО и исключении возможности потребителя выбрать возчика приемлемого по цене и качеству. Если просто вернуть все как было, то уже получится неплохо.
Также Зотин отмечает, что новая схема обращения с ТКО никаким образом не решает проблему раздельного сбора мусора и его последующей утилизации. «О какой переработке мусора может идти речь, если в схеме только полигоны, а потребители платят не за фактический объем, а по нормативу? В чем интерес потребителей сортировать мусор, уменьшать его объемы, подвергать его переработке, если им выставляется норматив?» — говорит председатель правления Ассоциации ТСЖ «Пермский стандарт». По его мнению, истинная цель реформы — контроль чиновников очередным финансовым потоком, а не повышение культуры обращения с бытовым мусором.