Пакет постановлений и новый закон об обращении с отходами в Прикамье. Коротко о главном
Что для нас изменится? Перескажем кратко, своими словами, некоторые положения постановлений, о которых сказали выше.
В Постановлении №305-п объясняется, как будет определяться размер платы за услугу по обращению с ТКО.
Региональный оператор в соответствии с документом определяется на основании конкурсного отбора по каждой зоне Пермского края. По территориальной схеме таких зон шесть.
Здесь же, со ссылкой на Постановление правительства Российской Федерации №881 от 5 сентября 2016 года, разъясняется порядок конкурсного отбора регионального оператора.
Одна из целей программы — вовлечение (опять же) ТКО в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Среди задач — сокращение объёмов захоронения отходов. К концу 2028 года доля захораниваемых ТКО не должна превышать 87,2%, а возникающие несанкционированные свалки — ликвидироваться в полном объёме.
На финансирование программы в этом году планируется потратить 18,7 млн рублей, в 2019 году — 251,3 млн рублей, в 2020-м — 1 985,2 миллиона и в 2021 году — 1 199,5 млн рублей. Финансирование планируется за счёт внебюджетных источников (концессиионеры) при финансовой поддержке созданного государством Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Здесь говорится о том, что с 1 января 2019 года схему размещения мест накопления ТКО утверждают органы местного самоуправления. А за организацию и содержание контейнерных площадок отвечают собственники жилья (если участок в муниципальной собственности, то орган МСУ). В течение месяца после получения статуса, региональный оператор должен направить потребителям предложение и проект договора на обращение с ТКО. Потребители (УК, ТСЖ, СНТ и т.д.) обязаны заключить договор с региональным оператором.
Порядок накопления ТКО предусматривает три варианта сбора мусора: в мусороприёмные камеры (в домах с мусоропроводом), в контейнеры на спецплощадках (централизованный способ) и в ёмкости, пакеты, мусоровозы, предоставленные региональным оператором (децентрализованный способ).
Если одной площадкой пользуются несколько многоквартирных домов, её содержание — обязанность собственников того дома, на территории обслуживания которого размещена контейнерная площадка. Жители других домов должны заключить договоры на пропорциональное возмещение затрат. Каким образом обязать жителей этих домов заключить договор, в постановлении не сказано.
Также на площадке должна быть табличка с графиком вывоза мусора, информацией о собственнике площадки, обслуживаемых объектах. На контейнерах должна быть информация о региональным операторе. Постановлением допускается установка ограждений и запирающих устройств для ограничения доступа лицам (жильцам домов), не указанным в договоре.
Региональный оператор отвечает за обращение с ТКО с момента их погрузки в мусоровозы. Просыпанный при погрузке мусор должен убираться незамедлительно.
На площадке запрещается прессовать отходы в контейнерах и заполнять ёмкость выше верхней кромки, но главное, нельзя складировать вместе с прочими ТКО осветительные приборы, ртутьсодержащие лампы, батарейки, аккумуляторы, радиоактивные, медицинские и биологические отходы, складировать ТКО вне контейнеров или в не предназначенные для таких видов отходов контейнеры.
Вероятно, предполагается, что при организации контейнерной площадки жители позаботятся об установке специальных контейнеров для особых отходов и заключат договор на раздельный вывоз.
Контейнеры для раздельного сбора должны быть понятно промаркированы. Цветовая индикация установлена следующая:
В домах с мусоропроводом всё сбрасывается в одну камеру. Мусор рекомендуется сбрасывать небольшими порциями. Сбор подходящих для утилизации полезных компонентов из такой камеры не допускается. Таким образом, эти компоненты либо будут захораниваться, либо отсортировываться на специализированных станциях.
Компьютерное, электронное, оптическое оборудование следует выбрасывать в специальные контейнеры на площадках или сдаваться в специальные стационарные или мобильные пункты.
Однако руководитель Региональной службы по тарифам Антон Удальёв утверждает, что 1 января 2019 года региональный оператор у нас появится. По его словам, все необходимые для этого нормативно-правовые акты приняты. С муниципалитетами, в которых планируется разместить полигоны в соответствии с территориальной схемой, «ведётся работа по урегулированию природоохранного и земельного законодательства».
К раздельному сбору мусора, о котором говорится во всех касающихся сбора нормативно-правовых актах федерального и регионального уровня, руководитель РСТ относится скептически:
Если мы организуем раздельный сбор, мы должны обеспечить его на территории всего Пермского края. И переработку отходов. Для того чтобы всё это организовать, нужны дополнительные деньги… Во-первых, жителям надо будет раскладывать мусор по разным пакетам. Во-вторых, жителям нашего 2,5-миллионного края надо будет установить достаточное количество мусоросборочных контейнеров, которых сейчас нет. Дальше это надо всё обслуживать и возить раздельно. На полигоне надо всё это принимать и иметь мощности для переработки. Всё это затраты, которые будут включены в тариф.
В то же время в пресс-службе РСТ нам сообщили, что внедрение раздельного сбора будет обязательным условием соглашения с региональным оператором. А в предыдущем материале на тему обращения с ТКО мы приводили слова специалистов о том, что рассортированный на этапе накопления мусор — не что иное, как сырьё для производства. Вместо того, чтобы платить за его вывоз и захоронение, его можно продавать. Это противоречит мнению Антона Удальёва по поводу возникновения «излишней финансовой нагрузки на потребителя».
Стоимость строительства мусоросортировочных и перегрузочных станций, а также полигонов определена, насколько это возможно на этапе предпроектной проработки, на основе стоимости объектов-аналогов. По словам Коротаева, это обычная практика при разработке плановых документов. Стоимость новых полигонов начнёт отражаться на тарифе только после того, как они будут запущены в эксплуатацию.
В то же время генеральная прокуратура начала проверку регионов, в которых всё ещё не объявлены конкурсы по выбору региональных операторов. Таковых на сегодня шесть. В том числе Пермский край. Поводом для проверки стало обращение в Генпрокуратуру замминистра строительства и ЖКХ Андрея Чибиса. Запуск «мусорной реформы» уже откладывался на два года — с 1 января 2017 года на 1 января 2018. В конце мая на съезде ассоциации организаций операторов и специалистов в сфере обращения с отходами «Чистая страна» многие регионы предложили перенести сроки ещё на год-два. В Минстрое эту инициативу не поддержали.