Как Южная Корея перерабатывает 95% своих пищевых отходов

Некогда Южная Корея перерабатывала всего 2% своих пищевых отходов. Теперь ей удается перерабатывать до 95%. Как она к этому пришла?

По всему миру каждый год впустую пропадает более 1,3 миллиарда тонн продовольствия. Накормить 1 миллиард голодающих со всего мира можно было бы менее чем четвертью продуктов питания, выкидываемых на помойки в США и Европе.

В недавнем отчете Всемирного экономического форума сокращение пищевых отходов до 20 миллионов тонн в год было признано одной из 12 мер, которые могут помочь преобразовать глобальные продовольственные системы к 2030 году.

И Южная Корея взяла на себя инициативу, перерабатывая в настоящее время до 95% своих пищевых отходов.

Но такие показатели были в Южной Корее не всегда. Аппетитные гарниры, которые сопровождают традиционную южнокорейскую еду – панчхан, – часто остаются недоеденными, что способствует одной из самых высоких в мире потерь продовольствия. Каждый житель Южной Кореи в год производит более 130 кг пищевых отходов.

Для сравнения, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций, пищевые отходы на душу населения в Европе и Северной Америке составляют от 95 до 115 кг в год. Но южнокорейское правительство предприняло радикальные меры для того, чтобы утилизировать эти горы ненужной пищи.

Еще в 2005 году в Южной Корее был запрещен выброс продуктов на свалку, а в 2013 году правительство ввело обязательную переработку пищевых отходов с использованием специальных биоразлагаемых пакетов. В среднем семья из четырех человек платит за такие пакеты 6 долларов в месяц, что стимулирует людей к бытовому компостированию.

Плата за использование пакетов также покрывает 60% стоимости обслуживания этой схемы, увеличившей количество переработанных пищевых отходов с 2% в 1995 году до 95% в настоящее время. Правительство одобрило использование переработанных пищевых отходов в качестве удобрений, хотя некоторые из них становятся кормами для животных.

Умные контейнеры

Технологии сыграли ведущую роль в успехе этой схемы. В столице страны, Сеуле, установлено 6000 автоматических контейнеров, оборудованных весами и радиочастотной идентификацией. Автоматы взвешивают поступающие пищевые отходы и взимают с жителей плату через их ID карты. По словам городских властей, эти автоматы сократили количество пищевых отходов в городе на 47 000 тонн за шесть лет.

Жителям настоятельно рекомендуется уменьшать вес отходов, удаляя из них влагу. Это не только сокращает их расходы на оплату утилизации отходов – пищевые отходы содержат около 80% влаги, – но также экономит городу 8,4 миллионов долларов за сборы отходов.

Отходы, собранные с использованием схемы биоразлагаемых пакетов, сжимаются на перерабатывающем заводе для удаления остатков влаги, которая используется для создания биогаза и биомасла. Сухие отходы превращаются в удобрения, которые, в свою очередь, помогают стимулировать растущее движение городских фермерских хозяйств.

Городские фермы

За последние семь лет число городских ферм и садовых хозяйств в Сеуле увеличилось в шесть раз. Сейчас они составляют 170 гектаров – размер примерно 240 футбольных полей. Большинство из них расположены между жилыми домами или на крышах школ и муниципальных зданий. Одно хозяйство расположилось даже в подвале многоквартирного дома и используется для выращивания грибов.

Городское правительство покрывает от 80% до 100% начальных затрат. Как говорят сторонники этой схемы, городские фермы не только производят местные продукты, но и объединяют людей в сообщества, в то время как раньше люди больше времени проводили в изоляции друг от друга. Городские власти планируют установить компостеры пищевых отходов для поддержки городских ферм.

Итак, Южная Корея добилась немалых успехов – но что же, все-таки, с панчханом? По мнению экспертов, жителям Южной Кореи не остается ничего иного, кроме как изменить свои привычки в питании, если они действительно намерены вести борьбу с пищевыми отходами.

Ким Ми-хва, председатель Корейской сети по переходу к безотходному производству, сказала: «Существует ограничение на то, сколько можно использовать пищевых отходов в качестве удобрений. Это означает, что в наших привычках питания должно произойти изменение – например, переход на кулинарную традицию с одним блюдом, как в других странах, или, по крайней мере, сокращение количества панчхана, сопровождающего блюда».

Вероника Кузьмина

Источник: World Economic Forum